Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 22.08.2017

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Судья — Бостанова С.Б.
Дело N 33-24109/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 августа 2017 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Рудь М.Ю.,
судей: Рыбиной А.В., Тарасенко И.В.,
по докладу судьи Рудь М.Ю.,
при секретаре Д.М.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае по доверенности Д.П. на решение Прикубанского районного суда города Краснодара от 30 ноября 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее — ТУ Росимущества в Краснодарском крае) обратился в суд с иском к Ж.Е.ВА., М.И. о признании отсутствующим права общей долевой собственности на земельный участок. В обоснование заявленных требований указал, что согласно сведениям публичной кадастровой карты, размещенной в сети интернет на портале государственных услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, по адресу http://maps.rosreestr.ru/ (далее — ПКК), а также кадастрового паспорта на земельный участок, на территории квартала 5А Елизаветинского участкового лесничества сформирован земельный участок с кадастровым номером <…> незаконно выведенный из состава относящихся к федеральной собственности земель лесного фонда. Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок с кадастровым номером <…> с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: <…>, Елизаветинский сельский округ, <…>А, зарегистрировано право общей долевой собственности Ж.Е.ВБ. и М.И. Вместе с тем, по материалам лесоустройства указанный земельный участок расположен на землях государственного лесного фонда по адресу: Краснодарский край, Елизаветинское участковое лесничество, в квартале 5А выдел 1,3 и является федеральной собственностью. Министерством природных ресурсов Краснодарского края данный земельный участок не предоставлялся, мероприятия по его переводу из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не проводились. Истец указывает, что произошло выбытие земельного участка из государственного лесного фонда, осуществлена незаконная постановка на кадастровый учет с изменением категории на «земельный участок населенных пунктов». ТУ Росимущества в Краснодарском крае просило суд признать отсутсвующим право общей долевой собственности Ж.Е.ВБ., М.И. на земельный участок с кадастровым номером <…>, площадью 744 кв. м, с видом разрешенного использования — «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: <…>, Елизаветинский сельский округ, <…> путем погашения записей о государственной регистрации права. Признать право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок, и истребовать его из чужого незаконного владения ответчиков.
Обжалуемым решением Прикубанского районного суда города Краснодара от 30 ноября 2016 года в удовлетворении исковых требований ТУ Росимущества в Краснодарском крае отказано.
В апелляционной жалобе представитель ТУ Росимущества в Краснодарском крае по доверенности Д.П. просит отменить решение суда, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных ТУ Росимущества в Краснодарском крае требований.
В судебное заседание апелляционной инстанции Министерство природных ресурсов Краснодарского края, ГКУ КК «Комитет по лесу», Управление Росреестра, М.Н. и Ж.Е.ВБ. не явились.
Министерство природных ресурсов Краснодарского края, ГКУ КК «Комитет по лесу», Управление Росреестра о слушании дела уведомлены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями.
Ж.Е.ВБ., М.Н. извещались надлежащим образом, однако от получения судебной корреспонденции уклонились, что подтверждается конвертом с отметкой о возврате по причине истечения срока хранения, отчетом с сайта Почты России.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ТУ Росимущества в Краснодарском крае по доверенности Б.А., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05 июля 2016 года N 90-21091174 на земельный участок с кадастровым номером <…> зарегистрировано право общей долевой собственности Жалдак Е,В. и М.И.
Ранее спорный земельный участок был пожизненно закреплен за Н. на основании приказа министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18 октября 2004 года.
Отказывая в удовлетворении требований ТУ Росимущества в Краснодарском крае, суд первой инстанции, пришел к выводу, об отсутствии оснований для признания права Ж.Е.ВБ. и М.И. на спорный земельный отсутствующим, указав, что земельный участок был предоставлен Н. на законных основаниях, произведенные со спорным имуществом сделки не признаны недействительными, истцом такое требование не заявлялось, на указанном земельном участке, находятся принадлежащие ответчикам объекты недвижимости.
Судебная коллегия с данными выводом суда не может согласиться по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером <…> согласно данным публичной кадастровой карты предположительно расположен в квартале 5А Елизаветинского участкового лесничества Краснодарского лесничества общей площадью 0,2169 га.
В силу части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет, которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Земельные участки включаются в состав земель лесного фонда на основе лесоустроительной документации, которая подтверждает фактическое использование такого участка для ведения лесного хозяйства.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 — 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе, разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером <…> по материалам лесоустройства расположен на землях государственного лесного фонда по адресу: Краснодарский край, Краснодарское лесничество, Елизаветинское участковое лесничество, квартал 5 А, выдел 1, 3 и является федеральной собственностью.
На земли лесного фонда, расположенные в границах кварталов 1А-20А, 1Б-15Б, 1В-11В, 1Г-7Г, площадью 1743,00 га Елизаветинского участкового лесничества Краснодарского лесничества, на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, Приказа Федерального агентства лесного хозяйства Министерства сельского хозяйства Российской Федерации N 316 от 17 октября 2008 года, Плана лесного участка Елизаветинского участкового лесничества Краснодарского лесничества N 316 от 17 октября 2008 года, Примечания к плану лесного участка Елизаветинского участкового лесничества Краснодарского лесничества от 17 октября 2008 года, зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10 августа 2011 года.
На основании пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно пункта 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.
По смыслу приведенной правовой нормы, решения об образовании земельных (лесных) участков в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, принимаются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 46 Лесного кодекса от 29 января 1997 года N 22-ФЗ (статья 81 Лесного кодекса от 04 декабря 2006 года N 200-ФЗ), перевод лесных земель в нелесные земли, изменение границ леса в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, в лесах первой группы и (или) изъятие земель лесного фонда и перевод их в земли иной категории отнесены к полномочиям Российской Федерации.
Изъятие земель лесного фонда и изменение лесных земель на нелесные осуществляется Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с Федеральной службой лесного хозяйства России.
Доказательств того, что ТУ Росимущества в Краснодарском крае, Министерством природных ресурсов Краснодарского края проводились какие-либо мероприятия по переводу спорного земельного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий в материалы дела не представлено.
Из письма Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 02 июня 2016 года N 202-9959/16-05,1 следует, что мероприятия по переводу земельного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий министерством не проводились, земельный участок незаконно поставлен на кадастровый учет с изменением категории земель.
Согласно кадастровому паспорту от 06 марта 2013 года N 2343/12/13-1833330 земельный участок с кадастровым номером <…>, расположенный <…>, Елизаветинский сельский округ, <…>А поставлен на учет с категорией земли населенных пунктов и видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05 июля 2016 года следует, что на спорный земельный участок 20 июня 2016 года зарегистрировано право долевой собственности Ж.Е.ВБ. и М.И.
Согласно копии правоустанавливающих документов на земельный участок, представленной в материалы дела Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, по соглашению от 11 июня 2016 года Ж.Е.ВБ. и М.И. разделили принадлежащий им на праве общей долевой собственности земельный участок с кадастровым номером <…> на земельные участки с кадастровыми номерами <…> с установлением долей по 1/2 доле за каждым. Право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <…> у Ж.Е.ВБ. возникло на основании договора купли-продажи от 19 августа 2011 года, а у М.И. на основании договора купли-продажи от 17 мая 2013 года. На указанном земельном участке расположены жилой дом и объект незавершенного строительства, принадлежащие ответчикам на праве общей долевой собственности.
Из письма Краснодарского лесничества — филиала ГКУ КК «Комитет по лесу» от 13 апреля 2016 года следует, что на данном участке ранее находилось здание, которое в 1980 году предоставлено под жилье специалисту Н., прибывшему в мехлесхоз с семьей.
В 1997 году бюро технической инвентаризации изготовило Технический паспорт жилого помещения по адресу: <…>.
В соответствии с договором передачи от 28 сентября 2001 года и свидетельства о государственной регистрации права собственности от 23 января 2002 года жилой дом с надворными постройками перешел в собственность семьи Н-вых.
Приказом Министерства природных ресурсов РФ N 142 от 18 октября 2004 года за пенсионером Н., проработавшим в Государственной лесной охране 24 года, закреплен служебный надел площадью 0,22 га в урочище «Верхняя дубинка», квартал 5 выдел 3 Краснодарского лесничества в безвозмездное срочное пользование (пожизненно).
На основании постановления Правительства РФ от 07 марта 1995 года N 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность», Краснодарский лесхоз направил письма от 19 апреля 2000 года N 06-01, от 14 февраля 2003 года N 61, от 16 апреля 2003 года N 144 в адрес Рослесхоза о передаче жилого фонда в муниципальную собственность. В ответах на указанные письма Рослесхоз не возражал против передачи в муниципальную собственность города Краснодара объектов жилого фонда с инженерными коммуникациями и объектов коммунально-бытового назначения, находящихся на балансе Краснодарского опытного лесного хозяйства Краснодарского управления лесами.
Краснодарским лесхохом был оформлен пакет документов для перевода земель лесного фонда в земли поселений через Федеральное Агентстволесного хозяйства. Однако, руководитель Агентства лесного хозяйства Краснодарского края на данной стадии отказал лесхозу в подписи и направлении документов в Рослесхоз.
В 2007 году департамент лесного хозяйства Краснодарского края готовил пакет документов для перевода земель лесного фонда в земли поселений.
В письме от 13 апреля 2016 года Краснодарское лесничество указывает, что не располагает сведениями о направлении указанного пакета документов в Москву и что, земли лесного фонда были переведены в земли поселений.
Таким образом, анализ материалов дела позволяет сделать вывод, что уполномоченными органами спорный земельный участок из земель лесного фонда в земли поселений не передавался.
На основании статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, отнесенные к соответствующей категории, должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Как следует из материалов дела после Н. собственником земельного участка на основании договора купли-продажи от 19 августа 2011 года стала Б.Н. В выписке из кадастрового плана участок числится в категории земель — земли поселений.
Исполняющим обязанности главы администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодара 20 апреля 2012 года Б.Н. выдано разрешение на строительство N RU 23306000223 на вышеуказанном земельном участке трехэтажного индивидуального жилого дома.
Разрешая спор, суд первой инстанции не учел, что если спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с указанием иной категории земель, чем земли лесного фонда, руководствоваться исключительно данными государственного кадастра недвижимости необоснованно, поскольку лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Исходя из положений части 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
При этом следует руководствоваться частью 5 статьи 14 Федеральное закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», согласно которой земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка. Изменение границ населенного пункта не влечет за собой изменения целевого назначения земельного участка.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции так же не принял во внимание, что спорный земельный участок Приказом Министерства природных ресурсов РФ N 142 от 18 октября 2004 года предоставлялся Н. в безвозмездное срочное пользование (пожизненно). Доказательств, предоставления спорного земельного участка в собственность Н. или иному лицу материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах вывод суда о правомерности совершенных впоследствии сделок по передаче спорного земельного участка является необоснованным, поскольку Н. не вправе был отчуждать предоставленный ему земельный участок.
Исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером <…>, относящийся к лесному фонду выбыл из федеральной собственности по мимо воли Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 года, если имущество приобретено у лица, которое не имело право его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя.
При этом в соответствии с пунктом 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 ноября 2008 года N 126 в случае выбытия земельного участка из состава земель лесного фонда помимо воли собственника — Российской Федерации интересы лица, у которого земельный участок фактически находился в незаконном владении, вне зависимости от того, является ли это лицо добросовестным или недобросовестным приобретателем, защите не подлежат.
При рассмотрении дела судом первой инстанции указанные разъяснения не были учтены.
Согласно Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. К таким решениям, в частности, относятся судебные акты, в резолютивной части которых решен вопрос о наличии или отсутствии права, о возврате имущества во владение собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки. В случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим.
При таких обстоятельствах, учитывая, что спорный земельный участок принадлежит Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, выбыл из федеральной собственности по мимо воли собственника, отчужден лицом, не имеющим на то право, используется не по целевому назначению, так как неправомерно поставлен на кадастровый учет как относящийся к землям поселений с видом разрешенного использования — «для ведения личного подсобного хозяйства», судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности требований заявленных ТУ Росимущества в Краснодарском крае.
На основании вышеизложенного, учитывая, что судом первой инстанции не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для разрешения данного дела, а так же не применены правовые нормы подлежащие применению, судебная коллегия полагает необходимым решение Прикубанского районного суда города Краснодара от 30 ноября 2016 года отменить.
В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, представления вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о возможности одновременно, с учетом представленных по делу доказательств, принять новое решение об удовлетворении требований, заявленных ТУ Росимущества в Краснодарском крае.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Прикубанского районного суда города Краснодара от 30 ноября 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае к Ж.Е.ВА., М.И. о признании отсутствующим права общей долевой собственности на земельный участок удовлетворить.
Признать отсутствующим право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <…>, площадью 744 кв. м, с видом разрешенного использования — «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: <…>, Елизаветинский сельский округ, <…> Ж.Е.ВБ., М.И. путем погашения записей о государственной регистрации.
Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером <…>, площадью 744 кв. м, с видом разрешенного использования — «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: <…>, Елизаветинский сельский округ, <…>.
Истребовать из чужого незаконного владения Ж.Е.ВБ., М.И., земельный участок с кадастровым номером <…>, площадью 744 кв. м, с видом разрешенного использования — «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: <…>, Елизаветинский сельский округ, <…>.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть оспорено в течение 6 месяцев в Президиум Краснодарского краевого суда.

НЕ НАШЛИ ОТВЕТА НА СВОЙ ВОПРОС?

  • МЫ ВАМ ПЕРЕЗВОНИМ:


Задать вопрос юристу